Предки ирландцев - древние кельты - выбрали для своего Нового года (Самхейна) 1 ноября. День этот означал всего-навсего конец лета...
Считается, что в Америку Хэллоуин был завезен еще первыми ирландскими иммигрантами. В этот день люди переодевались в костюмы ведьм и чертей 'представителей' другой нечистой силы, пугали и разыгрывали друг друга, носили с собой полые тыквы с прорезанным оскалом и свечой внутри, символизирующие мятущиеся грешные души. Атрибутика Хэллоуина целиком языческо-сатанинская: ночное время, летучие мыши, коты, пауки, помело, скелеты, злые духи, вампиры, привидения, гоблины, страшные истории как воспоминания о делах злых духов. Непременный атрибут Хэллоуина - обряд Trik or trak ('Пакость или подарок'). Кельты верили, что в ночь на Новый год открывается граница между мирами мертвых и живых и тени усопших в прошедшем году навещают землю.
Чтобы не стать добычей мертвой тени, люди гасили очаги в домах и наряжались как можно страшнее - в звериные шкуры и головы, надеясь распугать привидения, переползшие открытую границу. Духам выставляли угощение на улицу, чтобы они не приходили в дом. А сами жители собирались у костров, которые разводили кельтские священники - друиды. Это было время предсказаний: то, что предсказывали служители богов своим слушателям, было важным жизненным руководством на всю долгую зиму. На кострах Самхейна приносились в жертву животные, а потом каждый брал в свой дом язычок священного пламени, чтобы зажечь зимний очаг.
К 800-м годам н. э. христианство стало господствующей религией там, где раньше друиды совершали свои ритуалы. В VII веке Папа Бонифаций IV утвердил 1 ноября как День Всех Святых, в который полагалось прославлять святых и мучеников. Таким образом католическая церковь заменила языческий праздник смерти на нечто подобное.
По-английски День Всех Святых звучал как 'Олл-Хэллоус', а ночь перед ним, ночь Самхейна, стала называться 'Олл-Хэллоус Ив' (канун Дня Всех Святых), а сокращенно - Хэллоуин. С этих пор в праздновании этого дня языческая мистика великолепно уживается с христианской.
Позже, в 1000 году, Церковь объявила 2 ноября Днем всех душ, в который положено было поминать не святых, а простых мертвых. Поминки устраивали по подобию Самхейна - большие костры, шествия, переодевания в костюмы ангелов и дьяволов.
Но первые американские поселенцы вместе со скарбом привезли на континент свои страхи, приметы и обычаи. Не везде было принято поминать нечистую силу 31 октября: протестанты Новой Англии считали подобное занятие греховным. А тем временем на юге США народ в масках веселился вовсю! Обычаи разных европейских народов смешались с индейскими верованиями, и появилась собственно американская версия праздника. Во время первых Хэллоуинов устраивались представления, гадания и танцы, тут же отмечали сбор урожая, срывали калитки и переворачивали заборы, и рассказывали жуткие истории о мертвецах и привидениях.
К середине XIX века ежегодные осенние праздники стали обычным делом, хотя все еще в отдельных районах США. Но вот на континент высадились миллионы голодных ирландцев, и вскоре 31 октября оскаленную тыкву можно было встретить в каждом доме. Американцы - подобно ирландцам и англичанам (в Англии была традиция в День душ выпрашивать еду и эль у богатых в обмен на обещание помолиться за их мертвых родственников) - начали в этот вечер наряжаться в костюмы и ходить по соседям, выпрашивая еду и деньги (обычай называется 'угости, а то напакощу').
Девушки верили, что в Хэллоуин они могут узнать имя и кое-что о внешности своего жениха, гадая на нитках, огрызках яблока и зеркалах, а мистически настроенные граждане выворачивали одежду наизнанку и ночью выходили на дорогу, надеясь повстречать ведьму. Однако в конце XIX века с мистическим уклоном Хэллоуина попытались покончить, превратив его в общественный праздник. Городским властям предписывали устраивать вечеринки с играми и угощениями, а газеты убеждали родителей 'поменьше пугать детей'. Поэтому многие суеверные черты Хэллоуина растворились в истории.
С тех пор и ходят по домам ряженые детишки. И хотя самое любимое осеннее развлечение американцев - исключительно народный праздник, которому не нашлось места в списке официальных дат США (31 октября не считается выходным днем), каждый год люди тратят на него около 2,5 миллиарда долларов. Из них почти половину - на конфеты (больше, чем в Рождество). Даже президент, скорее всего, отправится в этот день на вечеринку, как миллионы простых американцев (многие - в масках, изображающих его самого).
В последние годы Хэллоуин стал еще популярней. Все чаще американцы в этот день устраивают свадьбы. Каждый год в Балтиморе проводятся 'броски тыквы', соревнования для студентов-физиков на лучшее изобретение, которое не даст тыкве расколоться при падении с 10-го этажа. Хэллоуин - повод для благотворительности. В 'карамельные банки' люди могут принести конфеты для тех, кто сам не может их купить. Раздаются специальные костюмы для детей-инвалидов. В дома престарелых заранее привозят сладости, а потом за ними посылают ряженых детей...
Вот такой веселый и, на самом деле, языческий праздник, очень похожий на день Ивана Купала. Впрочем, это – только мое мнение.
Хеллоуин
Сообщений 1 страница 5 из 5
Поделиться12008-01-09 22:07:05
Поделиться32008-01-09 22:17:08
Знаете ли вы, что несет в себе этот, незнакомо звучащий для русского уха, праздник? Языческие ли ритуалы, или безобидные шутки детей и взрослых, готовых в ночь на 1 ноября веселиться до упаду, наряжаясь в смешные костюмы и пугая друг друга?
А между тем история Хеллоуина интересна, и знать ее следует, даже в том случае если вы считаете, что подобные празднования всего лишь дань мимолетной моде.
Корни этого странного праздника уводят нас в глубь веков, в дохристианскую эпоху, когда земли Ирландии, Северной Франции и Англии населяли племена кельтов. Их год состоял из двух частей - лета и зимы. А переход одного сезона в другой ознаменовывался окончанием сбора урожая, отмечался 31 октября и символизировал начало нового года. В свои права вступала зима.
Ночь на 1 ноября, когда по преданиям открывалась граница между мирами живых и мертвых именовалась Самхэйн или Самайн, считалась главным праздником древних народов. Язычники кельты придавали ему большое значение и, дабы не стать добычей тени мертвых наряжались в звериные головы и шкуры, гасили очаги в своих домах и всем своим устрашающим видом отпугивали привидений.
Угощения духам выставлялись на улице, а сами жители собирались у костров, которые разводили кельтские жрецы друиды.
В эту ночь в жертву приносили животных, делали предсказания и зажигали зимний очаг, внося в дом язычки священного пламени. Традиция празднования передавалась из века в век до тех пор, пока в I в. нашей эры римляне не завоевали территорию кельтов.
Обращенные в христианскую веру, жители островов Ирландии и Британии, вынуждены были отказаться от многих языческих обычаев. Однако воспоминания о Самайне продолжали жить и передаваться от поколения к поколению.
А когда в IX веке Папа Григорий III перенес с 13 мая на 1 ноября празднование Дня всех святых, Самхэйн начали праздновать вновь. Предшествующая празднику ночь, в средневековом английском языке, именовалась All Hallows Even (Вечер всех святых), в сокращении - Hallowe'en, и совсем кратко Halloween.
Стремилась ли христианская церковь к возрождению праздника язычников? Скорее всего, преследовалась цель искоренения кельтских традиций, однако, совпадение дат привело к обратному эффекту. Праздник не только выжил, но и плотно сплотился в сознании людей с церковным празднованием Дня всех святых.
С тех пор, Хэллоуин отмечался повсеместно в лучших традициях Самхэйна, а саму ночь празднования облюбовали ведьмы, устраивающие шабаш и пугающие мирных жителей.
Поделиться42008-01-09 22:50:02
Ночная прогулка
Как то раз, поздней осенью родственники из соседней деревни пригласили нас, с моим младшим братом Патриком, к себе на Хеллоуин.
Хорошенько выпив, отлично закусив и собрав сладкие трофеи со всех соседей, а также вволю попугав хорошеньких девушек, мы с Патом двинулись назад.
Было далеко за полночь, полная луна светила ярким, мертвенно-белым светом из за которого низко нависшие над дорогой косматые ветки, казалось были отлиты из серебра, местами потемневшего от времени.
Воздух был насыщен влагой, накануне прошел сильный дождь, но сейчас небо очистилось и раскинулось над нами как бездонный колодец, опутанный яркой паути-ной звезд. Казалось, все вокруг погрузилось в сон, не слышно было даже привычного пения сверчков, этих неутомимых скрипачей ночи.
Дорога, слегка поднимаясь, вывела нас к оврагу и закружила вдоль него, прижатая к обрыву ветхой оградой старого заброшенного деревенского кладбища.
Громко смеясь и подшучивая друг над другом, мы старались отогнать липкий страх, медленно заползающий под рубашку.
-А знаешь, говорят, на этом кладбище похоронен кузнец Джек. Тот самый, что первым вырезал в тыкве ужастную морду и вставил туда свечку, сказал я.
- Враки, отозвался Пат. Не было никакого кузнеца, а байку эту, придумал хитроумный крестьянин, чтобы его тыквы лучше продавались. Вон, их по осени девать некуда.
- А еще, не унимался я, говорят, напугал однажды своей тыквой Джек самого дьявола. Тот так обиделся, что наложил на него проклятье: вечно в ночь на 1 ноября ходить по земле с этой дурацкой тыквой и пугать людей.
- Да не было никакого Джека, говорю я тебе, нечего мне тут...
Но закончить он не успел, из-за из-за поворота показался незнакомец среднего роста с легкостью несший двумя руками огромную тыкву, из ужасного оскала которой лился на дорогу яркий оранжевый свет.
- Здорово, ребята, что испугались? Эй рыжий, я смотрю у тебя сердце колотится так, что скоро дырку в пузе пробьёт и на дорогу выскочит, громко хихикнув бросил незнакомец Пату.
Я открыл было рот, чтобы ответить, но тут взгляд мой упал на большую лужу, разделявшую нас и незнакомца. В ней отражалась полная луна и огненная тыква, которую держал в руках незнакомец. Но она как бы висела в пустоте: ее хозяин в зеркале воды не отражался.
- Трезвея, я толкнул локтем Патрика, но не успел.
- Заткни себе рот своей чертовой тыквой, выдавил из себя Пат.
- А вот это ты угадал. И насчет черта, и насчет тыквы, весело бросил парень. Он сделал какое-то неуловимое движение, и голова у него исчезла, как будто и не было ее вовсе. А на ее месте злым, вдруг ставшим белым огнем, засияла огромная тыква. Из ее глаз брызнул обжигающий свет, а оранжевые зубы оскалились в ужасной улыбке.
И над оврагом разнесся очень громкий, глухой, исходивший если и не из тыквы, то уж точно не из человеческой глотки, дикий смех.
Так быстро в своей жизни я никогда не бегал. Мы спрыгнули в овраг и неслись, скользя по склону и ломая кусты. Как остались целыми наши шеи, для меня до сих пор остается загадкой. Видимо наша смерть не входила в планы того существа, что встретился нам на тропе.
Пробежав не меньше мили, мы дружно споткнулись о какую-то корягу и кубарем покатились по мокрому ковру опавшей листвы.
- Что это было, тяжело дыша спросил Пат.
- А сам не видел?, прохрипел я.
Сильно забирая вправо, мы быстро потрусили туда, где должна была быть тропа. Вскоре, блеснул разрыв между деревьями и послышались пьяные голоса.
Мы вышли на тропинку и увидели веселую пару: здоровяка Браина, за которым брел, выписывая пьяные кренделя щуплый Конор.
Даже удивительно, как рад был я видеть эти пьяные рожи.
- Парни, срывающимся голосом спросил я, вы не видели сейчас ничего необычного? Веселого малого, с огненной тыквой вместо башки?
- Ага, как же, у него еще были козлиные копытца и черный хвост.
- Да я серьёзно, а крика не слышали?
- Слышь, Конор, вот это я называю допиться до чёртиков, с пьяным глубокомыслием изрек толстый Брайн, показывая на нас.
Зная его болтливый язык, и не желая прослыть идиотом, я отступил:
-Ну, Брайн, тебя ничем не проймешь. Я не удивлюсь, если на Страшном Суде ты брякнешь Всевышнему: "Эй папаша, хорошь дурью маяться, пошли пропустим по стаканчику!"
Он расхохотался, а мы, часто озираясь, побрели вслед за ними.